Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Перевозчики хотят денег


Перевозчики хотят денег

В  Перми активизировалось обсуждение проблем автоперевозчиков, что служит первым признаком приближающегося повышения платы за проезд, которая остается неизменной уже больше двух лет – с января 2016 года. По слухам, перевозчики просят поднять стоимость билета с 20 до 25–26 рублей, мэрия настаивает на 23 рублях. И это еще ничего, потому что в соседнем Екатеринбурге с февраля прошлого года возят за 28 рублей.

Стремление переложить все свои экономические проблемы на кошельки пассажиров для частных перевозчиков вполне понятно, тем более что полноценной конкуренции при существующей многоступенчатой схеме компенсации льгот в отрасли нет. Тем не менее пространство для снижения себестоимости существует, чем и объясняется относительное запаздывание роста стоимости перевозок в Перми по сравнению с другими крупными городами страны, где рынок перевозок менее развит или существует по другим правилам. Пример столицы Западного Урала даже благотворно влияет на соседние регионы – в январе прошлого года в Уфе, например, цена за билет снизилась с 22 до 20 рублей.

Но ничто не вечно, тем более что за два года неизменных тарифов проблем в отрасли накопилось предостаточно. В прошлую пятницу для их обсуждения в Пермской торгово–промышленной палате прошел круглый стол, обозначивший три основных: возмещение расходов за перевозку льготных категорий пассажиров, борьба с нелегальными перевозчиками и представление перевозчиками недостоверных данных о подвижном составе при участии в конкурсах.

Из–за несвоевременного возмещения расходов за перевозку льготников с декабря прошлого года пермские перевозчики недополучили уже почти 23 миллиона рублей. Причем «концы» проблемы вообще уходят на федеральный уровень – компенсацию выделает федеральный бюджет, на краевом уровне деньги распределяют по муниципалитетам, и только потом мэрия расплачивается с перевозчиками. Поскольку бороться с задержками выплат на уровне Федерации бессмысленно, остается уменьшить число посредников – пока предлагается убрать муниципальное звено и осуществлять выплаты из краевого бюджета напрямую. Но сами перевозчики от этой идеи не в восторге, поскольку работать с муниципальными властями и проще, и понятней.

В борьбе с нелегалами пермские перевозчики предлагают опираться на опыт других регионов, поскольку, по их мнению, местные правоохранительные органы по этому направлению бездействуют. Как, впрочем, и мэрия, которая не спешит расторгать договоры с перевозчиками, представившими недостоверные сведения о подвижном составе при участии в конкурсах на право осуществления пассажирских перевозок. Например, недавно Арбитражный суд Пермского края возобновил дела пермских перевозчиков, которые оспаривают аннулирование регистрации их автобусов в ГИБДД. Дело в том, что в прошлом году ГИБДД обнаружила, что почти 100 автобусов в Перми имеют документы с завышенным экологическим классом. Полицейские прислали письмо в мэрию, чтобы с перевозчиками, к которым относятся автобусы маршрутов №№4, 14, 27, 42, 63 и 75, расторгли договоры. Приписанный им высокий экологический класс давал преимущество при заключении договоров с городским департаментом дорог и транспорта. В департаменте заявляют, что готовы разорвать отношения с перевозчиками, но только после того, как суд подтвердит выводы ГИБДД о том, что экологический класс машин завышен.

А присутствовавший на круглом столе омбудсмен Вячеслав Белов заявил, что положение в отрасли нормализуется, поскольку за прошлый год количество обращений от субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих пассажирские перевозки на территории Пермского края, снизилось в два раза

(с 40 обращений в 2016 году до 21 обращения в 2017 году). Однако, по оценке самих перевозчиков, это лишь внешняя сторона картины, а на самом деле  напряжение нарастает – ведь с момента последнего повышения тарифа расходы на зарплату выросли на 35 процентов, стоимость новых автобусов – на 30 процентов, а на топливо – на 22 процента. Например, цена на дизтопливо два года назад была 37 рублей за литр, сейчас – 42 рубля 70 копеек, а к концу года может подняться до 45–47 рублей. Тем не менее самую главную, четвертую проблему, перевозчики предпочли обсудить в более узком кругу, на встрече с новым начальником городского департамента дорог и транспорта Романом Залесинским.

По словам председателя комитета по городскому хозяйству гордумы Перми Вячеслава Григорьева, пока никаких предложений в Думу о повышении тарифов за проезд  не поступало. И в ближайшее время не поступит, поскольку максимум, на что согласился Залесинский, – проанализировать работу отрасли по итогам года и только после этого обсудить тарифы. То есть предполагаемый срок следующего повышения тарифов – январь 2019 года.

В свою очередь, начальник департамента дорог и транспорта Перми, возглавивший ведомство в апреле, сделал встречное предложение частникам – полностью изменить систему оплаты, чтобы вся выручка от продажи билетов шла в городскую казну, а затем по безналичному расчету перечислялась перевозчикам в зависимости от сделанных «нормокилометров». Собственно, Роман Залесинский и перешел с должности начальника федерального управления автомобильных дорог «Большая Волга» в департамент дорог и транспорта Перми для того, чтобы провести эту реформу.

Превращение фактически в муниципальный автопарк пермских перевозчиков совершенно не радует, поскольку деньги, скорее всего, будут перечисляться с задержками и не регулярно, как это происходит с деньгами за льготные проездные. По их мнению, вместе с низкими ценами на билет это может привести к тому, что треть автобусов в городе попросту встанет – у перевозчиков не будет денег, чтобы отремонтировать их в случае поломки, поскольку они будут ждать перечисления «транша», а сломанный транспорт будет простаивать.

Одно радует – под угрозой такой реформы перевозчикам Перми сейчас точно не до коллективных действий по выбиванию нового тарифа, поэтому «автобусные войны» до конца года городу точно не грозят. А к следующему повышению в начале 2019 года, по крайней мере, у пассажиров есть время морально подготовиться.   

Иван Скоморохов


IN-календарь
INосказательно
Игорь ШУБИН, председатель конкурсной комиссии Строгановской премии, депутат Государственной Думы ФС РФ:

Авторитет Строгановской премии – как главной награды Пермского края и нашего землячества – растет 

Анастасия ПЕТРОВА, и.о. главного редактора газеты Dеловой INтерес

Новые «майские указы» и новое правительство – главная политическая тема обсуждения этой недели