Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Желать не вредно


Желать не вредно

ПД–35 может стать основным двигателем для новых сверхскоростных российских ракетоносцев.

Пожелание Президента России, сделанное на прошлой неделе в Казани во время наблюдения за полетом нового сверхзвукового стратегического ракетоносца Ту–160 «Петр Дейнекин», о том, что «надо сделать гражданскую версию», процитировали все информагентства страны. А поскольку в последнее время все, что касается гражданской авиации, так или иначе касается пермяков, о «новой версии Ту–144» надо сказать подробней.

Как объяснил Владимир Путин, «Ту–144 почему сошел с производства – билет должен был соответствовать какому–то среднему заработку в стране. А сейчас ситуация другая. Сейчас крупные компании появились, которые могли бы использовать этот самолет, – заявил президент, как бы походя обязав государственные корпорации иметь в своем авиапарке слегка видоизмененный стратегический ракетоносец, на котором стоят по четыре самарских двигателя НК–32 тягой в 25 тонн, способных обеспечить сверхзвуковой полет в режиме форсажа.

Тем не менее в свете президентского пожелания может найтись работа и для пермяков, потому что замечательному изделию самарского КБ Николая Кузнецова, в советские времена конкурировавшего с пермским КБ Павла Соловьева, вообще–то уже больше 30 лет. По гражданской версии Ту–160 вообще масса вопросов, начиная от форсажной камеры до расположения крыльев, не говоря уж о сомнениях в том, нужен ли такой самолет вообще. Где в нем размещать VIP–персон, в бомбовом отсеке, что ли? Но российский президент слов на ветер, как известно, никогда не бросает, поэтому его «пожелание» вполне может превратиться в реальность. А у пермских двигателей – новая ниша применения.

Дело в том, что разработать новый планер можно намного быстрей, чем новый двигатель, на котором он будет летать. Главная задача НК–32 – обеспечить сверхзвук в режиме форсажа, на котором можно лететь очень недолго и который «жрет» топливо так, что ни о каком коммерческом использовании базового Ту–160, в котором просто переделали внутренности, речь не идет. Авиастроителям однозначно придется фактически разработать новый самолет с новым двигателем, а тяга в 25 тонн и выше в ближайшее десятилетие будет только у семейства пермских двигателей на базе ПД–35. Который уже начал разрабатываться конструкторами «Авиадвигателя» по вполне коммерческой идеологии – как можно легче, как можно эффективней, с максимальным использованием композитных материалов и современных, в том числе аддитивных технологий (печать 3D).

Разумеется, в АО «Кузнецов» тоже не дремлют и постоянно пытаются реанимировать свое КБ. На базе НК–32 предполагается разработать двигатель для перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА), на излете СССР был разработан двигатель НК–321 как раз в рамках проектирования сверхзвукового пассажирского самолета второго поколения. Но это было давно. А новый двигатель нужен сейчас, и финансирование НИОКР по проекту ПД–35 в «ОДК–Авиадвигатель» уже пошло.

Собственно говоря, и о ПД–35 всего каких–то два–три года назад никто ничего не слышал, проект тяжелого двигателя появился только после решения о создании российско–китайского дальнемагистрального широкофюзеляжника, о котором все тот же Путин договорился с «товарищем Си». Сейчас точно также «вдруг» появилась тема возродить российский гражданский сверхзвуковой самолет и тем самым опередить весь остальной мир, в котором после печального опыта Ту–144 и «Конкорда» о «гражданском сверхзвуке» только мечтают. Как говорят авиаконструкторы, у каждого уважающего себя авиастроительного КБ есть пара–тройка проектов сверхзвукового пассажирского лайнера, нужна только политическая воля. А раз уж президент пожелал…


IN-календарь
INосказательно
Игорь ШУБИН, председатель конкурсной комиссии Строгановской премии, депутат Государственной Думы ФС РФ:

Авторитет Строгановской премии – как главной награды Пермского края и нашего землячества – растет 

Анастасия ПЕТРОВА, и.о. главного редактора газеты Dеловой INтерес

Новые «майские указы» и новое правительство – главная политическая тема обсуждения этой недели