Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Март 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Спор о границах


Спор  о границах

На февральской пленарке Законодательного Собрания Пермского края депутаты рассмотрели несколько законопроектов, посвященных созданию новых укрупненных муниципальных образований – Верещагинского, Осинского, Чернушинского и Суксунского городских округов. В прошлом году на карте Западного Урала появились девять окружных территорий, а в 2019 году объединение намечено провести в уже 13 муниципалитетах.

Напомним, для того чтобы дать ход очередному законопроекту об укрупнении муниципалитетов, жители поселений должны одобрить эту идею на проведенных в каждой деревне публичных слушаниях. Затем проект закона поступает в профильный комитет Заксобрания по государственной политике и самоуправлению, а затем рассматривается на пленарном заседании краевого парламента.

Вообще, для придачи городскому поселению статуса городского округа федеральный закон требует «наличия сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения вопросов местного значения». Развитой инфраструктуры не бывает без работающей экономики. Это значит, что села и деревни, как минимум, не должны быть в полном экономическом упадке, и на территории новых муниципалитетов желательно должны быть представлены разные отрасли экономики.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Например, в типичном муниципалитете Пермского края – Суксуне – есть и плюсы и минусы, которые могут сильнее проявиться после укрупнения. Более 40% всех жителей Суксунского муниципального района (8271 человек) проживают в рабочем поселке Суксун (административный центр поселения), в самом районе – 8082 человека и в деревне Кошелево, входящей в состав поселения, – 189 человек.

Географическое положение Суксунского поселения считается «относительно благоприятным для развития хозяйства и расширения транспортно–экономических связей». Основной вид транспорта внутри поселения и для межпоселенческих связей – автомобильный. Через поселение проходит федеральная автодорога Пермь – Екатеринбург, расстояние от Суксуна до Перми составляет 132 км, до Екатеринбурга – 230 км. Зато явный транспортный «минус» – отсутствие на территории поселения и муниципального района железной дороги. Ближайшая железнодорожная станция находится в 53 км в городе Кунгуре.

Экономика поселения представлена в основном предприятиями жилищно–коммунального хозяйства, ремонта и строительства, связи, торговли. Крупнейшим производственным предприятием является ООО «Суксунский оптико–механический завод.

Подобные преобразования позволят упростить систему местного самоуправления, обеспечить эффективное решение наиболее значимых задач и ускорить социально–экономическое развитие территорий.

– Преобразование территорий и создание новых объединенных муниципалитетов – общая тенденция для Пермского края. Эти процессы несут несколько значимых для всего региона перемен. Исчезнет существующее двоевластие, и жителям будет проще ориентироваться в том, кто за что отвечает. Кроме того, в результате преобразований муниципалитет получит дополнительное финансирование из краевого бюджета – ожидаем, что на каждый сэкономленный рубль округ получит рубль из бюджета региона. А это значит, что территории получат новое качество развития, – прокомментировал депутат Законодательного Собрания Пермского края Олег Третьяков.

Основа экономики сельской округи – сельское и лесное хозяйство. Потенциал роста экономики Суксунского городского поселения связан с развитием туризма, в том числе событийного.

Так, городское поселение регулярно проводит краевой фестиваль «В Суксун – со своим самоваром». В центре поселка в парке установлена первая в России скульптурная композиция «У самовара». Суксунский историко–краеведческий музей организует выездные экскурсии как по райцентру, так и окрестностям.

Одна из проблем, которая давно беспокоит жителей поселений, – то, что райцентр получает львиную долю бюджетных средств на исполнение муниципальных полномочий. Это при том, что в 2019 году всего лишь два муниципальных образования района – Суксунское и Ключевское поселения – оказались в группе территорий Прикамья с дотационностью меньше 50%. Впрочем, по мнению депутатов Законодательного Собрания, поддержавших «объединительные» законопроекты, от укрупнения малые поселки и их бюджеты не пострадают. Решение вопросов местного самоуправления окажется на едином уровне власти, а налоги не станут, как прежде, дробиться между поселениями и районом. Во вновь образованных городских округах удалось сэкономить значительные бюджетные средства. Например, в Березниках и Усолье – 55 млн рублей, в Соликамске и Соликамском районе – 42 млн рублей. Экономия по Чайковскому муниципалитету превысила 36 млн рублей. Более того, на каждый рубль сбереженных средств новые округа получили по рублю «плюсом» из краевого бюджета. Эти средства пошли на развитие поселений в территориях – на дороги, социальные объекты, обновление коммунальной инфраструктуры.

КОНСТРУКТИВНАЯ КРИТИКА

До сих пор не было ни одного случая, чтобы на парламентских сессиях в Перми при обсуждении «укрупнительной» административной реформы в ее адрес раздавалась обоснованная критика. Однако на февральском пленарном заседании Законодательного Собрания Пермского края перед парламентариями выступил пермский гражданский активист Сергей Ухов, уполномоченный жителями сельского поселения Зюкайка в Верещагинском районе.

Как напомнил активист, в декабре 2018 года поселковые депутаты шестью голосами из восьми приняли решение о вхождении Зюкайки в единый Верещагинский городской округ. Как сообщает Пермская гражданская палата, «при этом не были учтены мнения почти половины избирателей поселения – это около 1 тысячи 500 человек, не согласных объединяться в единый городской округ. Инициативные жители деревни попытались подать иск в суд, в котором оспаривают решение местных депутатов, однако получили отказ. В суде нежелающим идти навстречу объединению жителям Зюкайки объяснили, что оспаривать нормативно–правовые акты необходимо в Пермском краевом суде, а решение депутатов – это именно нормативно–правовой акт.

После этого противники укрупнения из Зюкайки обратились к пермским гражданским активистам за поддержкой. Молодой пермяк, известный своим участием в протестных акциях, Сергей Ухов в интересах недовольных селян обратился в краевой парламент с просьбой позволить ему присутствовать на заседаниях профильного комитета и пленарном заседании Заксобрания 20–21 февраля. Причем оппозиционер смог не только посетить комитет и пленарку, но и получил право высказать свое слово с каждой из двух этих трибун.

Выступая перед законодателями, Сергей Ухов привел доводы жителей Зюкайки, которые они обычно приводят в обоснование своей точки зрения.

– В случае укрупнения поселки потеряют собственные бюджеты и не смогут влиять на распределение консолидированного бюджета, – подчеркнул активист. – Вот только ряд примеров распределения представительства сельских поселений в Думе уже образованных округов: Губахинский округ – 16 депутатов представляют Губаху, 4 – из Углеуральского; Лысьвенский – 17 депутатов из Лысьвы, 3 – из сельских поселений, Горнозаводский округ – 17 депутатов из 11 представляют Горнозаводск...

Представительство сельских поселений минимально, и понятно, что городские депутаты будут стараться оставлять средства бюджета в городе.

Исходя из исследования Анны Зуйкиной, доцента ПГНИУ, рост доходов после создания Губахинского городского округа носил временный характер, за счет дотаций из краевого бюджета, через три года все закончилось.

Еще несколько фактов из исследования: расходы на управление аппарата Губахинского ГО выросли (это удивительно, но расходы растут, а не уменьшаются). Сокращение управленческого аппарата очень скромное: было 153 человек, стало 133. Люди не верят, что жизнь их станет лучше, если все органы власти будут только в Верещагино. Многие поселки и так лишились всего, закрываются школы, больницы, рабочие места. Теперь, чтобы разрешить любой вопрос в поселке, надо будет ехать в центральный город.

ПОКА ВОЗДЕРЖАЛИСЬ

После выступления Сергея Ухова на заседании Заскобрания Прикамья 21 февраля несколько краевых парламентариев не поддержали законопроект о создании Верещагинского городского округа – 10 парламентариев проголосовали «против» или «воздержались». Некоторые депутаты говорили о том, что не следует принимать скоропалительных решений – перед тем как принимать дальнейшие решения об укрупнении муниципальных образований, надо посмотреть, что получилось в районах, где городские округа были созданы несколько лет назад.

Буквально за пару дней до парламентской пленарки в Перми прошли общественные слушания «Местное самоуправление в Пермском крае: угрозы и перспективы». В обсуждении участвовали представители муниципалитетов, эксперты по вопросам местного самоуправления, общественные деятели и юристы.

Во время диалога была раскритикована «ускоренная административная реорганизация МСУ в виде фактической ликвидации поселенческого уровня власти». Участники встречи одобрили ряд «рекомендаций» в адрес краевой власти, в том числе – «приостановить объединение сельских и городских поселений в городские округа до выяснения всего круга последствий для местных жителей».

Между тем в конце февраля глава Пермского края Максим Решетников начал серию встреч с главами городских округов Западного Урала, созданных в 2018 году. Так, 26 февраля губернатор побывал в Горнозаводске и в ходе переговоров в местной администрации отметил, что, судя по обращениям, наиболее беспокоят жителей вопросы по содержанию и ремонту дорог, расселению аварийного жилья и в сфере жилищно–коммунального хозяйства.

– Самые большие проблемы у нас в сфере жилищно–коммунального хозяйства, – сказал глава Горнозаводского округа Александр Афанасьев. – Мы готовим проекты по приведению в порядок сетей тепло– и водоснабжения, должны максимально продуктивно поработать в сфере ЖКХ, но другие вопросы также не оставим без внимания. Это и инициативное бюджетирование, и комфортная городская среда, и приведение в нормативное состояние социальной инфраструктуры. Да, нам предстоит очень много работы, но объединение – это правильное решение жителей и депутатов Земского Собрания.  

Фото: Илья Липин, ilipin.livejournal.com  


IN-календарь
INосказательно
Александр МИНКОВИЧ, политический обозреватель, юрист, участник круглого стола «Улучшение облика Перми без ликвидации НТО»

Все должно было начинаться с определения, для кого принимаются те или иные правила. Ради людей. 

Ольга КРАСАВИНА, директор по персоналу АО «ОДК–Пермские моторы»

Получается, что мы готовим кадры для всей промышленности региона.  

Анна КЛЕМЕНТОВА, руководитель аппарата Ассоциации зимнего содержания дорог

Ситуация с «гололедным» травматизмом пешеходов в России в целом обстоит катастрофически.  

Геннадий САНДЫРЕВ, руководитель группы компаний «Налоги и право», член регионального штаба ОНФ

С 1 января 2019 года в России стартовала реформа отрасли обращения с отходами.