Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Декабрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 

Погружение в «нефтянку»


Погружение в «нефтянку»

Профессиональные пробы для МАОУ «СОШ №102» – не просто модное сегодня словосочетание. Уже второй год в образовательном учреждении реализуется программа «Петролеум +», в рамках которой педагоги совместно со специалистами предприятий–партнеров школы проводят профессиональные пробы по ряду нефтехимических профессий.

Артем Исаков – В Перми десять так называемых уникальных школ. Уникальность заключается в том, что у каждого учреждения есть социальный партнер в виде крупного промышленного предприятия. У нашей школы сложилась многолетняя традиция выстраивания отношений с предприятиями группы компаний «ЛУКОЙЛ» в Пермском крае: в частности, с ООО «ЛУКОЙЛ–Пермнефтеоргсинтез» и филиалом ООО «ЛУКОЙЛ–Инжиниринг» «ПермНИПИнефть». Поэтому было принято решение развивать на базе нашего образовательного учреждения уникальную школу именно в сфере высокотехнологичных и наукоемких нефтехимических производств, – объясняет куратор проекта Артем ИСАКОВ.

В рамках реализации программы «Петролеум +», которая нацелена, в первую очередь, на профессиональное самоопределение школьников, в этом году в МАОУ «СОШ №102» открылась Лаборатория химического анализа, где ребята могут максимально «погрузиться» в будущие профессии.

– Мы создаем условия, некие рабочие места, которые есть на производстве наших предприятий–партнеров. На производство мы попасть не можем, поэтому решили совместно создать уникальное пространство, которое будет максимально приближено к реальному производственному месту, например, лаборанта химического анализа, лаборанта–эколога, инженера–нефтехимика, геолога–нефтяника. То есть тех специальностей, которые связаны с химией, с отбором проб, изучением горных пород, с влиянием неф­
тепереработки на окружающую среду. В лабораторию приезжают специалисты и погружают в свою деятельность ребят, которым это действительно интересно, – рассказывает Артем Исаков. – Сначала с партнерами проговариваем уровень знаний наших школьников, в соответствии с этим они корректируют свою деятельность и выстраивают профессиональную пробу. У нас есть краткосрочные программы профессиональных проб на 6 – 8 часов, где предусмотрены и инструктаж, и теоретический аспект, и обязательно –практика.

В новой лаборатории школы №102, рассчитанной на одновременные занятия для 14 учеников, все «по–взрослому»: пробирки, колбы, мензурки, аппаратура для исследований, образцы горной породы и нефти, продукты нефтепереработки.

Так, например, в ходе занятий ребята определяют коэффициент пористости керна – горной породы, которая добывается в настоящих скважинах, а на реальных производствах такими исследованиями занимаются петрофизики, геологи–нефтяники.

Кроме того, на данный момент на базе лаборатории юные химики готовятся к различным олимпиадам и чемпионатам, основной из которых, пожалуй, – JuniorSkills.

– Мы участвуем в компетенции «Лабораторный химический анализ». В этом году в отборе в возрасте «14+» участвовали 34 команды, нашу школу представляли две команды. На чемпионат мы не попали, заняв восьмое место, но это хороший результат, потому что, например, в прошлом году мы были только на 19–й позиции. То есть наша лаборатория уже дает хорошие плоды. 8 декабря состоится отборочный чемпионат в этой же компетенции, возраст «10+». Мы также выставляем две команды. Думаю, что там результат будет выше, – уверен Артем.

 

Стоит отметить, что столь глубоким изучением только химии в школе №102 дело не ограничивается. К нефтехимической отрасли педагоги образовательного учреждения стараются привязать и другие предметы.

 – В 1990–х годах у нас было сетевое взаимодействие с химическим факультетом ПГНИУ. В школе дети занимались теорией, а на практику ездили в университет, сдавали экзамены, получали диплом «Лаборант химического анализа». В какой–то момент связи потерялись, появилось углубленное изучение отдельных предметов, и все знания давались только в школе. Сейчас, по сути дела, мы возродили такое взаимодействие и возродили его в сочетании с другими предметами: химия–физика, химия–биология, химия–география, экология – со всем, что сейчас актуально, – поясняет заместитель директора школы №102 Виктория Максимова.

Так, например, в 2018 году образовательное учреждение провело игру «Юный естествоиспытатель. Черное золото», в которой приняли участие ребята из 17 образовательных учреждений города. Помимо станций, так или иначе связанных с добычей, переработкой и сбытом нефтепродуктов, работали станция оказания первой помощи, станция синтеза, а преподаватели истории и обществознания подготовили вопросы по истории предприятий–партнеров.

Кроме того, по географии есть курс «Занимательная топография», где ребятам даются знания по топографической съемке местности. А для практической работы с нивелиром и теодолитом школьников вывозят в Кунгурский район, где находится Центр исследования керна и пластовых флюидов филиала ООО «ЛУКОЙЛ–Инжиниринг» «ПермНИПИнефть».

В стороне от «нефтянки» в пермской школе не остается и робототехника: ребята моделируют, конструируют нефтяные вышки–качалки, производственные насосы и компрессоры, параллельно изучая и все технические термины, которыми должен обладать специалист – оператор по добыче нефти и газа и оператор технологической установки. И даже английский язык здесь изучают особенно – с техническим уклоном: школьники работают с реальной документацией и этикетками.

Тесное взаимодействие школы с предприятиями ГК «ЛУКОЙЛ» уже дает свои плоды. Так, например, в рамках общегородского проекта «Золотой резерв» пятеро учеников 9–х и 11–х классов заключили соглашение с ООО «ЛУКОЙЛ–Пермнефтеоргсинтез» на 2018/19 учебный год.

– Под ребят разработаны индивидуальные профориентационные «дорожные карты», и в рамках этих карт с ними работают производственники, – объясняет Артем Исаков. – По реализации «дорожной карты» школьники получат сертификат «Юный нефтепереработчик». Мы отбирали, в первую очередь, тех, кому это интересно, кто нацелен на профильное образование.

Также совместно с партнерами участвуем в различных проектах: в выставке «Образование и карьера», в Пермском инженерно–промышленном форуме, фестивалях «Техно–Пермь». В этом году совместно с партнерами впервые возили наших школьников на профориентационный форум в Нижний Новгород, где 11 нефтеперерабатывающих предприятий компании
«ЛУКОЙЛ» в России представляли смешанные команды из подшефных школ, колледжей, институтов, молодых работников предприятий. Мы заняли четвертое место, а это очень хороший результат, – делится куратор проекта «Уникальная школа».

– Артем, а что дают ученикам школы совместные мероприятия с партнерами?

– Во–первых, участвуя в таких мероприятиях, дети видят высокую корпоративную культуру, мощную, сильную развивающуюся компанию, видят заботу о своих сотрудниках, о тех, кого ждут на работу. Это тоже неотъемлемая часть профиориентации. Потому что если компания неуспешна, зачем туда рваться? Во время выездов ребята задают много вопросов: об условиях труда, зарплате, социальных гарантиях. И получают честные ответы непосредственно от сотрудников, а не руководства предприятий.

Бывает, что ребенок прошел профпробу, но понял, что это «не его». И это тоже плюс, потому что он не ошибется в выборе профессии в будущем, выберет нужную траекторию образования сейчас. Школа должна работать так, чтобы у детей было больше выбора, чтобы они могли попробовать как можно больше.

Дмитрий НИКОЛАЕВ

  school102perm.ru   

КОММЕНТАРИЙ

Виктория МАКСИМОВАзаместитель директора МАОУ «СОШ №102»:

 – Профессиональные пробы в школе очень важны для самоопределения детей, понимания того, насколько это важно, и пригодятся ли эти знания им в дальнейшем. У нас не получилось бы развить эту идею без традиционных связей с предприятиями–партнерами без работы директора нашей школы Наталии Ларионовой, которая стала инициатором этих начинаний. И почти каждое наше методическое объединение нашло себя в профориентации. Мы видим положительный результат по отзывам детей, их выбору, участию. Видим, что восприятие ребятами, например, химии и физики, стало гораздо более позитивным, чем это было три–четыре года назад, когда практически никто не хотел углубленно изучать химию, все хотели быть юристами, экономистами.

И помимо того, что дети получают возможность выбрать будущую профессию еще со школьной скамьи, стоит признать, что такие пробы и тесное сотрудничество с компаниями–партнерами обращают на образовательное учреждение внимание ребят и из других районов Перми.

 


IN-календарь
INосказательно
Геннадий САНДЫРЕВ, сопредседатель регионального штаба ОНФ

Никоим образом на уровне регионов недопустимо вмешательство чиновников в деятельность ОНФ   

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Грустно наблюдать, как часть проектов, на которые в прошлом году мы возлагали очень большие

Николай КУШНАРЕВ, директор департамента промышленной политики Евразийской экономической комиссии

Одна из задач работы промышленного блока комиссии – выход наших производителей на внешние рынки.  

Ольга САПКО, эксперт регионального этапа конкурса «УМНИК»

Конкурс инновационных проектов «УМНИК» проводится в России уже несколько лет.