Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Ноябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 

Китайские перспективы


Китайские перспективы

Со вторника, 6 ноября, в Чжухае (провинция Гуандун на юге Китая, около Гонконга) проходит очередная авиационно–космическая выставка China International Aviation & Aerospace Exhibition 2018, превратившаяся в главный «смотр» достижений авиационно–космической и оборонной промышленности КНР. Участие в выставке принимают «Рособоронэкспорт» (входит в госкорпорацию «Ростех») и другие российские структуры, находящиеся под той же «крышей».

Напомним, что в 2016 году (China Airshow, как и российский МАКС, проводится раз в два года) в выставке приняли участие более 700 компаний и организаций из 42 стран мира. На выставочных площадках располагалось более 150 самолетов различных моделей. Еще большее число разработок было показано в виде макетов и других рекламных материалов. За шесть дней выставку посетило около 400 тысяч человек, и на ней было заключено более 400 договоров на 40 миллиардов долларов США.

Поэтому любое упоминание российских производителей на этом шоу – это весьма почетно и перспективно в смысле возможных контрактов. Хотя и опасно с точки зрения возможного копирования. Например, блоггеры уже отметили китайский зенитный ракетный комплекс малой дальности FM–2000 – клон российского ЗРК «Тор–М1». Тем не менее Россия представила на выставке более 200 образцов своих вооружений и военной техники.

А уж китайцы постарались вовсю, тем более что Пекин традиционно демонстрирует в Чжухае свои перспективные военные наработки. В этот раз на открытии авиашоу Китай продемонстрировал новые истребители пятого поколения J–20. Впервые они были показаны широкой публике на AirShow China–2016, в 2017 году они поступили на вооружение китайских ВВС. Эксперты считают, что таким образом Китай хочет сократить разрыв с военными технологиями США и их истребителями F–35.

На выставке также были продемонстрированы китайские многоцелевые истребители J–10. Это первый китайский боевой самолет, который по своим характеристикам и возможностям приближен к западным. Это один из основных истребителей ВВС Народно–освободительной армии Китая.

Среди других интересных экспонатов авиашоу – китайские боевые беспилотники, включая беспилотный катер, а также настоящий пятиосный монстр – 76–мм зенитная самоходная установка JRVG–1 на основе корабельной артиллерийской установки, размещенной на бронированном колесном шасси. Но и тут эксперты отметили, что идеологически система является подобием представленной несколько лет назад итальянским консорциумом CIO (Oto Melara и Iveco) 76–мм зенитной самоходной установки Draco.

Однако для Пермского края самое важное то, что на выставке представлен полномасштабный макет широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR 929. Это совместный проект российской Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и китайской корпорации гражданского авиастроения (COMAC). По словам главного конструктора CR 929 от российской стороны Максима Литвинова, пока совместная программа находится на этапе эскизного проектирования и отбора поставщиков основных систем и оборудования, который завершится до конца 2019 года. По договоренности с СОМАС, инженерный центр по разработке широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета будет расположен в России. А собирать сам самолет начнут в Шанхае.

Демонстрационная версия макета салона представляет собой 22–метровую часть фюзеляжного «носа» с кабиной пилотов и тремя версиями размещения пассажирских кресел – два ряда для первого класса, три ряда бизнес–класса и четыре ряда эконом–класса. Вместимость базовой версии самолета – 280 пассажиров.

Среди первых посетителей макета CR 929 был президент ОАК Юрий Слюсарь, заявивший, что самолет будет востребованным, на него уже имеется спрос. Только Пекин готов приобрести тысячу таких лайнеров за двадцать лет. А есть еще остальная Азия – самый быстро развивающийся регион на планете с большим количеством населения. Российские аппетиты скромней, эксперты говорят примерно о 120 самолетах. Но именно на них в перспективе будет устанавливаться разрабатываемый пермским «Авиадвигателем» двигатель большой тяги ПД–35, что откроет перед отечественным двигателестроением новые перспективы.

Вообще–то поначалу китайцы хотели оснащать самолет британскими двигателями «Роллс–Ройс», и именно с ними в 2016 году на этой же выставке был показан небольшой макет CR 929. Но российский министр промышленности Денис Мантуров, по его словам, убедил китайских коллег отказаться от этой идеи и сделать ставку на перспективный российский двигатель. С чем китайцы и согласились.

Однако это дело будущего, поскольку первый полет самолета намечен лишь на 2025 год. Стоимость совместной программы оценивается примерно в 13 – 20 миллиардов долларов. В базовой версии CR 929–600 будет способен перевезти 280 пассажиров на 12 тысяч километров, но будут и две другие версии – CR 929–500 с более коротким фюзеляжем, и CR 929–700 с фюзеляжем большего размера. Буквы C и R в названии обозначают страны–участницы: China и Russia. Само собой, понимая свою незаменимость в проекте, китайцы поставили свою страну на первое место, да и в китайской прессе CR 929 называют исключительно «китайско–российским».

На этот раз тему двигателей вообще не трогают – макет показывает только фюзеляж без крыльев. Размер будущего самолета впечатляет – высота 6,5 метра, ширина – 5,9 метра, в бизнес–классе кресла пассажиров отделены от прохода ширмами. Есть даже развлекательная система, а внутреннее оформление сделано в китайском и русском стилях.

Учитывая амбициозность проекта, нацеленного разрушить многолетнюю дуополию американской корпорации Boeing и европейской компании Airbus на межконтинентальные перевозки широкофюзеляжными самолетами с соответствующим уровнем комфорта, российской стороне остается выполнять свою часть договора, подписанного Владимиром Путиным и Си Цзиньпином. Без китайцев нам в эту нишу никак не попасть, а у чисто российского проекта обновленного Ил–96 с пермскими же двигателями ПД–14 (для начала сгодятся и ПС–90) слишком мал спрос и к тому же, как показал новый список американских санкций, ему всегда можно «подрезать крылья» на мировом рынке.

Иван Семёнов 


IN-календарь
INосказательно
Ольга САПКО, эксперт регионального этапа конкурса «УМНИК»

Конкурс инновационных проектов «УМНИК» проводится в России уже несколько лет.   

Алексей ЧАЗОВ, эксперт Центра независимой экспертизы товаров и услуг ассоциации «Пермская гильдия добросовестных предприятий»

Главная функция нашего центра – контроль качества производимых товаров и оказываемых услуг.  

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Октябрь стал какой–то переломной для нас всех чертой: в основном из–за событий в Керчи. 

Любовь ЕЛСУКОВА, член Совета по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата в Пермском крае

Радует, что заседания Совета по предпринимательству и улучшению инвестклимата стали регулярными