Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Задача номер один


Задача номер один

В Перми прошло заседание Совета по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата Прикамья при губернаторе Пермского края.

Темой заседания стали вопросы по развитию предпринимательства в регионе. В частности, члены совета обсудили итоги Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в территории. Отдельно было сказано и о разработке «дорожной карты» по улучшению инвестиционного климата в регионе.

НАСЫЩЕННАЯ ПОВЕСТКА

Губернатор Пермского края Максим Решетников озвучил повестку заседания совета, уточнив, что проблема развития конкуренции теперь становится национальной задачей номер один. Напомним, Президент РФ утвердил план развития конкуренции до 2020 года. В регионах разрабатывают мероприятия с учетом того, что теперь обязательным становится «планирование обеспечения присутствия не менее трех игроков на каждом ключевом рынке, при этом как минимум один должен относиться к частному бизнесу». Кроме того, к 2020 году доля госзакупок и участие в процессе представителей МСП должна увеличиться в два раза. И одновременно в два раза должны снизиться нарушения антимонопольного законодательства со стороны государственных органов.

Максим Решетников уточнил, что еще в марте при обсуждении вопроса о реализации в Пермском крае национального плана развития конкуренции было принято решение об объединении функций Совета по содействию развитию конкуренции и Совета по предпринимательству. Ранее полномочия по развитию конкуренции были сосредоточены в Совете по предпринимательству и инвестициям. Но теперь стало понятно, что для положительных результатов должна быть создана единая структура, способная координировать работу по всем без исключения направлениям. В полномочия совета теперь входит задача по поддержанию единой конкурентной политики во всех приоритетных отраслях, в том числе в промышленности, АПК, строительстве, в сфере ЖКХ и так далее. В числе основных задач названо взаимодействие с УФАС.

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ БОРЬБА

О сотрудничестве с регионом и об общих планах по защите конкуренции рассказал Александр Плаксин, руководитель УФАС по Пермскому краю.

– Экономика России столкнулась со сдерживающими факторами развития, – уточнил Александр Плаксин и привел четыре сдерживающих развитие конкуренции фактора. Прежде всего это сохранение государственных монополистических тенденций в экономике. Доля государства в экономике растет и составляет сейчас около 50 процентов от ВВП. Во–вторых, есть ограничение конкуренции со стороны органов власти. При этом, чем ближе власть к народу, тем больше нарушений. В регионах совершаются порядка 98 процентов всех нарушений антимонопольного законодательства. Еще одним сдерживающим фактором является несовершенство нормативной системы тарифного регулирования. Анализ показывает, что тарифы на услуги в сфере ЖКХ в разных регионах различаются в десять раз. Мешает развитию конкуренции и недостаточный уровень поддержки малого и среднего бизнеса со стороны власти.

– Президент определил одну из главнейших задач на сегодня – прорывное развитие экономики, – объяснил Александр Плаксин. – Для этого необходим единый комплексный подход по развитию конкуренции в отраслях экономики в регионах. Глобальные направления работы – развитие конкуренции. Есть «дорожная карта РФ», она разработана на уровне Федерации и содержит стандарт развития конкуренции в субъектах.

Разумеется, развитие конкуренции в экономике является многоаспектной задачей, решение которой в значительной степени зависит от эффективности проведения государственной политики по широкому спектру направлений – от макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного климата, включая развитие финансовой и налоговой системы, снижение административных барьеров и так далее. «Дорожная карта» призвана решить эти проблемы.

– «Дорожная карта» по развитию конкуренции для России – исторический документ, – сказал руководитель УФАС. – Впервые на таком уровне говорится именно о развитии конкуренции, а не только об аспекте защиты. Впервые говорится и о многоукладности российской экономики. Президент отмечает особо необходимость борьбы с региональным протекционизмом. Есть ключевые показатели – их три – и они понятны. Это снижение доли государства в экономике, пресечение нарушений со стороны органов власти, повышение доли частного бизнеса, малого и среднего предпринимательства в экономике субъекта.

На уровне Федерации определены были и приоритетные отрасли для развития конкуренции – ЖКХ, транспорт, медицина, социальные услуги.

– Без методологии не обойтись, – уверен Александр Плаксин. – По сути, конкретно для субъектов РФ ФАС России разработала соответствующие рекомендации, которые будут проверены временем и которые сделают понятным возможности достижения новых уровней конкуренции. Значимая роль отводится субъектам. В первую очередь – в приведении к единым стандартам нормативных региональных актов.

Руководитель пермского УФАС уточнил, что количество нарушений антимонопольного законодательства представителями органов власти за последние пять лет снизилось в четыре раза. Этого удалось достичь, в том числе, и благодаря работе антимонопольщиков.

Однако именно чиновники на местах совершают почти половину антимонопольных правонарушений. Согласно плану развития конкуренции во всех органах власти будет введен антимонопольный комплаенс – система предупреждения нарушений в этой сфере. Цель ФАС – к 2020 году сократить количество антимонопольных правонарушений вдвое.

Пермский УФАС берет на себя ответственность за развитие рынков в Пермском крае и готов минимум двадцати из них помогать более активно. В качестве примера Александр Плаксин привел заправки «Газпромнефть» – это был серьезный сдерживающий фактор росту цен на бензин в Прикамье. Сегодня их в крае нет, заправки – а их было около 20 – закрыты.

– Хотелось бы вернуть их в Прикамье, сделать привлекательным вложение инвестиций в развитие сети заправок в регионе, – уточнил Александр Плаксин.

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СЕССИЯ

Стратегическая сессия по разработке «дорожной карты», направленной на улучшение инвестиционного климата Пермского края, прошла накануне заседания Совета по предпринимательству

Участие в сессии приняли порядка 100 человек – представители бизнеса, экспертного сообщества, региональной власти. Тематика четырех рабочих групп сессии отражала те направления, которые, по данным Нацрейтинга, недостаточно развиты на территории региона и в которых должны произойти позитивные изменения. Это «Совершенствование контрольно–надзорной деятельности», «Улучшение качества организационной, инфраструктурной и информационной поддержки малого предпринимательства», «Эффективность финансовой и нефинансовой поддержки малого предпринимательства», а также «Повышение эффективности процедур по подключению электроэнергии».

Эксперты Агентства стратегических инициатив (АСИ) отметили результаты, которые показал Пермский край в Нацрейтинге по итогам 2017 года. При этом эксперты подчеркивают, что у Прикамья есть точки роста, над которыми необходимо работать.

– Мы видим, что команда краевого Правительства тесно сотрудничает с бизнесом. Это говорит о серьезной заинтересованности в повышении позиций Пермского края в Нацрейтинге. Потому что именно бизнес дает оценку инвестклимату в регионе, – подчеркнул руководитель Управления анализа инвестклимата и региональных моделей АНО «АСИ» Андрей Дорошенко.

Достаточно много предложений от экспертного сообщества прозвучало по контрольно–надзорной деятельности. В частности, в «дорожную карту» было предложено включить создание единого ресурса, который должен информировать предпринимателей о всевозможных проверках, их обоснованности и целях. Также прозвучало предложение в адрес АСИ о переработке некоторых алгоритмов оценки Нацрейтинга, которые должны учитывать отраслевую специфику регионов. Итоги работы сессии в виде «дорожной карты» были представлены губернатору на заседании Совета по предпринимательству и улучшению инвестклимата в Пермском крае. По словам министра экономического развития региона Максима Колесникова, полностью сформированная «дорожная карта» будет представлена к обсуждению в сентябре текущего года.

Кроме того, министр обратил особое внимание на предложение предоставлять услуги предпринимателям через МФЦ. Такое предложение вызвало удивление у предпринимателей, так как оказание услуг бизнесу через МФЦ было внедрено в Пермском крае еще два года назад. На сайте МФЦ Пермского края такая информация есть. «Важным событием 2016 года для краевого МФЦ стало внедрение услуг для предпринимателей. В настоящее время в 53 филиалах функционирует 100 специализированных окон «Для бизнеса», в которых оказывается более 50 видов услуг. Любой гражданин через МФЦ может подать документы на регистрацию юрлица или ИП, получить информацию, касающуюся объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и даже оставить заявку на получение микрозайма. В общей сложности за год специалистами было оказано более 160 тысяч услуг предпринимателям. По итогам работы Пермский край был признан победителем в номинации «Доступность услуг МФЦ для бизнеса» и награжден грамотой Министерства экономического развития РФ», – выложено на сайте. Впрочем, вполне возможно, что министр как раз в курсе, и в Пермском крае такая услуга МФЦ была ликвидирована по каким–то причинам. Сейчас возрождение некогда существующей услуги может быть сделано оперативно, что, безусловно, зачтется как успешный почин молодого министра экономразвития.

С ВЫСОТЫ ФЕДЕРАЦИИ

С докладом на Совете по предпринимательству выступил директор направления «Развитие регионов» АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Игорь Кустарин.

Игорь Кустарин поделился, что накануне принял участие в Стратегической сессии и отметил заинтересованность пермяков и их активность в работе таких мероприятий.

Национальный рейтинг в том виде, в каком он есть сейчас, стабилен на протяжении четырех лет. Хотя в целом в стране существенно поменялась общая динамика. И в прошлом году был сделан рывок вперед за счет показателей регионов.

– В Пермском крае ситуация непростая с точки зрения конкуренции, – отметил Игорь Кустарин. – При том, что цена прироста была максимальной, а общая динамика соответствует динамике всей страны. Должен отметить, что сейчас Пермский край по инвестиционному климату находится примерно в середине «правильной зоны». Региону есть куда двигаться. Остались проблемные вопросы, но они вполне решаемы. За три года инвестиционный климат в стране в целом улучшился, однако остались направления с высоким потенциалом. Мы прогнозируем, что этот год станет «прорывным» в плане инвестиционной привлекательности – произойдет тотальное улучшение инвестиционного климата.

Губернатор Пермского края Максим Решетников дал поручение Минэкономразвития края совместно с АСИ провести анализ и разработать конкретный план действий по повышению показателей Национального рейтинга и совершенствованию инвестклимата в регионе.        

КОММЕНТАРИЙ

Вячеслав БЕЛОВ, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае:

Вячеслав Белов – При обсуждении вопроса о реализации в Пермском крае национального плана развития конкуренции было принято решение об объединении функций Совета по содействию развитию конкуренции и Совета по предпринимательству. В Ежегодном докладе за 2017 год уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пермском крае было сформулировано аналогичное предложение в целях активизации деятельности Совета по конкуренции и реализации мероприятий национального Стандарта развития конкуренции. Таким образом, еще одно наше предложение реализовано. Радует и тот факт, что при рассмотрении вопроса об улучшении позиций Пермского края в национальном рейтинге были приняты предложения уполномоченного по включению конкретных мероприятий в «дорожную карту» по улучшению инвестиционного климата Прикамья. Предложения касались, в том числе, контрольно–надзорной деятельности. Так, например, было принято решение о проведении регулярных публичных обсуждений правоприменительной практики региональными контрольно–надзорными органами, установлении запрета на истребования у проверяемых лиц документов, которые возможно получить контролирующему органу путем межведомственного взаимодействия, разработке чек–листов по видам регионального контроля (надзора), создания на инвестиционном портале Пермского края раздела по контрольно–надзорной деятельности и проведении анализа контрольных функций на муниципальном уровне. Часть этих мероприятий также вошла в «дорожную карту» из Ежегодного доклада прикамского бизнес–омбудсмена.

СПРАВКА IN

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне. Пилотная апробация Национального рейтинга прошла в 2014 году в 21 субъекте Российской Федерации. В этом году рост показателей продемонстрировали уже 78 регионов. Рейтинг рассчитан по 44 показателям – они сводятся в индекс (максимум 400 баллов). Основные направления оценки: регуляторная среда – процедуры по подключению к сетям, получению разрешений на строительство, регистрации права собственности; институты для бизнеса – те сервисы и возможности, которые созданы для предпринимателей; инфраструктура и ресурсы – дороги, коммуникации, инкубаторы и технопарки, кадры; поддержка малого предпринимательства – субсидии и прочие меры поддержки, площадки, образовательные программы.


IN-календарь
INосказательно
Сергей БУЛДАШОВ, председатель Объединения организаций профсоюзов Пермского края «Пермский крайсовпроф»

Мы пока только по документам и отчетам видим движение в сторону повышения производительности труда  

Любовь ЕЛСУКОВА, член Совета по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата в Пермском крае

Заседание Совета по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата на этот раз получилось

Анастасия ПЕТРОВА, и. о. главного редактора газеты Dеловой INтерес

Очень сложно писать редакторскую колонку в середине месяца, не подводя итоги и не рассчитывая

Людмила ГНЕЗДИЛОВА, преподаватель–куратор «Школы социального предпринимательства»

У социального предпринимательства особая миссия – предлагать бизнес­-решения для острых проблем