Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Четвертое измерение


Четвертое измерение

В Перми состоялась Международная конференция, посвященная 95–летию Пермской художественной галереи.

Тема, взятая на обсуждение, касалась сразу двух крупнейших сфер жизни современного общества – культуры и бизнеса. «Круглый стол» был призван ответить на вопрос «Нужна ли бизнесу культура?». Модератором общения стала вице–президент Пермской торгово–промышленной палаты Елена Гилязова.

Вопрос возник не впервые. Мировая история полна примерами, когда успешные предприниматели, двигающие вперед экономику своих территорий, становились не только спонсорами и меценатами тех или иных представителей культуры, но и в какой–то мере законодателями, определяющими дальнейшее развитие культуры.

В Прикамье примером этому может служить семья успешных промышленников Строгановых, которые на протяжении двух веков не только коллекционировали произведения искусства, но и заказывали их создание. Более того, давали шансы на рост и развитие талантливым представителям культуры. Достаточно вспомнить в этой связи уроженца пермской территории Андрея Воронихина, которому Строгановы дали вольную, открыв тем самым путь к вершинам профессионального мастерства, подарив миру великого архитектора.

А ведь у Прикамья были еще и такие имена, как Мешков, Грибушны и другие.

Последний раз в новейшей пермской истории ответ на вопрос «Нужна ли бизнесу культура?» пытались найти, например, при организации фестиваля «Белые ночи». Тогда–то и выяснилось впервые, что, несмотря на серьезную статью расходов, пошедших на организацию столь масштабного действа, доходы от него в определенный момент не просто сравнялись с расходами, но и начали двигаться в сторону прибыли.

По словам заместителя министра культуры Пермского края Александра Протасевича, сейчас государственная политика все больше склоняется к признанию роли культуры как инструмента экономического развития. Он привел цитату из Стратегии государственной политики, документа, обнародованного в 2016 году, где, в частности, говорится: «Государство впервые возводит культуру в ранг национальных приоритетов и признает ее важнейшим фактором роста качества жизни для гармонизации национальных отношений».

– Таким образом, практически на уровне первого лица государства продекларировано то, о чем мы в Прикамье так давно говорим, – сказал он. – И сейчас все больше людей начинают понимать, что культура – это, скорее, не как вагон в государственном экономическом составе, а его локомотив. И если общество выделяло три вещи, на которых держится цивилизация – промышленность, социальная сфера и экология, то сейчас уже многие заговорили о культуре – как четвертом измерении.

По его словам, культура способна дать территории инвестиционную и туристическую привлекательность, налоги, рабочие места, комфортную среду жизнедеятельности и качественный досуг.

Кстати, таким примером может служить проект, реализованный в Губахе совместно компанией Метафракс, муниципалитетом и Пермским театром оперы и балета, – это театральный ландшафтный фестиваль «Тайны горы Крестовой». Уже пять лет фестиваль собирает большое количество зрителей, которые летом съезжаются в небольшой промышленный городок, практически больше ничем не примечательный с точки зрения активного внутреннего туризма. Если не считать, конечно, горнолыжных склонов, но это все же больше зимнее развлечение.

Ежегодно артисты различных пермских театров дают спектакль на склонах горы Крестовой в лучах уходящего солнца. Зрелище, по свидетельству многих побывавших на фестивале, – просто фееричное. А зрителей за это время на горе побывало не менее 50 тысяч человек. Но для того чтобы организовать подобное мероприятие, требуются немалые усилия не только самих работников культуры и деньги предприятия, но и усилия местных властей, отсыпающих дороги и создающих удобную инфраструктуру для фестиваля.

– Нам часто задают вопрос: «Зачем вам это все?» – говорит советник председателя совета директоров компании «Метафракс» Мария Коновалова. – А мы просто расчетливые и понимаем, что Губаха находится далеко от краевого центра, стало быть, для того чтобы удержать химические кадры предприятия, ценных профессионалов с хорошим образованием, нам надо много чего делать. Сегодня мало платить высокую зарплату, давать социальные гарантии и раз в год возить отдыхать на Черное море. Людям нужно сегодня не только качественное здравоохранение, хорошее образование и прекрасные дороги, но и доступ к определенному уровню культуры.

О том, что в развитии территорий все большее значение приобретает культурологический фактор, говорила и генеральный директор благотворительного фонда Оксана Орачева.

– Тема культуры для нас, как для благотворительного фонда, особенно актуальна. В последнее время мы поддержали несколько проектов, которые иллюстрируют вопросы взаимодействия культуры, бизнеса и региональных властей, переводят развитие территорий на другой уровень, – подчеркнула она. – Зачастую культура в регионе воспринимается, как «бедный родственник», который вечно просит у всех денег. И представители культуры выстраивают свои отношения со всеми с точки зрения просящих. Но надо понимать, что это такой же производитель общественных процессов, как и все остальные. У каждого – своя роль, и учреждениям культуры надо учиться правильно себя показывать.

Она привела пример, когда в Государственном Эрмитаже в 2013 году проводилось исследование, рассчитывающее его экономический вклад в бюджет города. На тот момент он составил около 60 миллиардов рублей.

Собравшиеся согласились с мнением, что если провести подобный расчет вклада учреждений культуры в экономику Перми, то он может оказаться куда большим, чем мы можем это себе представить. И именно это станет первым шагом к тому, чтобы лучше понимать друг друга.

Кстати, пример Строгановых говорит о том, что культурный вклад – самый долгоиграющий и прочный в плане денежного эквивалента. Поскольку, даже спустя века, способен собирать массу людей, вызывать интерес и, как следствие, приносить экономическую выгоду.

Александра Стрыжкова


IN-календарь
INосказательно
Игорь ШУБИН, председатель конкурсной комиссии Строгановской премии, депутат Государственной Думы ФС РФ:

Авторитет Строгановской премии – как главной награды Пермского края и нашего землячества – растет 

Анастасия ПЕТРОВА, и.о. главного редактора газеты Dеловой INтерес

Новые «майские указы» и новое правительство – главная политическая тема обсуждения этой недели