Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Ноябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 

Ломать стереотипы


Ломать стереотипы

До отказа заполненным концертным залом в пермском отеле «Урал» ответило бизнес–сообщество на приглашение участвовать в конференции «Решительный маркетинг», организатором которой выступила Пермская гильдия добросовестных предприятий. На это мероприятие пришло более ста представителей бизнеса из Перми и Прикамья, Свердловской области и Удмуртии, а также студенты факультетов экономической направленности из вузов краевой столицы.

В первой части конференции ценным опытом деятельности своих предприятий поделились спикеры: Юрий Карманов, директор стоматологической компании «ЮНИТ»; Алексей Шакиров, руководитель компании «Авто–дока»; Надежда Антонова, специалист компании «Франчайзинг5 Пермь», и Сергей Лекомцев, генеральный продюсер ФЦ «Колизей». А свидетельства членов ПГДП из рук ее президента Юрия Карманова получили пермское АО «СтройПанельКомплект» (генеральный директор Виктор Суетин) и кудымкарское ООО «Ваш МИР» (руководитель Татьяна Кудымова).

ПЯТЬ ЧАСОВ В ЖИВОМ ОБЩЕНИИ

Именно столько, с перерывом на обед, вел свой мастер–класс «Принятие маркетинговых решений» хедлайнер конференции Максим Поташёв (Москва). Он – известнейший российский бизнес–тренер, четырехкратный обладатель приза «Хрустальная сова» в популярной игре «Что? Где? Когда?», маркетолог и бизнесмен: сейчас Максим – еще и управляющий партнер агентства «R&P Consulting», занимающегося продвижением корпоративных IT–систем.

По всей России и за рубежом Максим Поташёв проводит семинары и тренинги по развитию мышления и интеллекта, продажам и маркетингу, командообразованию и технологиям принятия решений, в ходе которых учит своих слушателей использовать интуицию и работать друг с другом.

УСПЕХ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ИНТЕЛЛЕКТОМ

– Итак, что же это такое «Принятие эффективных маркетинговых решений»? – задается вопросом Максим Поташёв. И сам же отвечает: – Это форма интеллектуальной деятельности, затрагивающая разные составляющие интеллекта, непосредственно влияющие на эффективное решение задачи.

Одна из них – подвижный интеллект (ПИ): способность справляться с задачами, не решаемыми на основе формального образования и общепринятых культурных практик. Его важная особенность в том, что в течение вашей жизни он меняется нелинейно.

Что это значит? До 20 человеческих лет ПИ растет, потом в течение двух последующих десятилетий остается неизменным, а где–то после 40 лет начинает падать. И, как показывает опыт развития мировой цивилизации, наиболее плодотворный возраст для прорывных открытий именно молодой – до 40 лет.

Как отмечает спикер, вторая составляющая – кристаллический интеллект (КИ): в каком–то смысле он – противоположность ПИ. КИ отражает ту сумму знаний и опыта, которые человек накопил в течение своей жизни. Причем знания не только явные, но и не явные.

Чем они отличаются друг от друга? Первые – это то, что мы осознаем, что они у нас есть, понимаем, где и как мы их приобрели, и можем осознанно передать другим. А вторые – тут мы даже не представляем, откуда мы их взяли, и если и передаем, то делаем это неосознанно.

Вот почему для успешного принятия эффективных маркетинговых решений необходимо использовать обе составляющие интеллекта.

СПРОСИ С СЕБЯ СТРОГО

И тут важно, получив результат, ответить самому себе на такие вопросы: добились ли вы, чего хотели? Каковы причины несоответствий? Правильно ли вы оценили свои возможности? Каковы варианты решений? И многие другие.

Честно ответить самому себе на эти вопросы непросто. Но никто и не обещал простой жизни на бизнес–тренингах Максима Поташёва. Их отличие в том, что спикер вовлекает в активное обсуждение рассматриваемых вопросов всю аудиторию.

ЦЕЛЬ — ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ?

При обсуждении ключевых проблем целеполагания спикер формулирует цель как идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта. При этом важен ответ на такой вопрос: благодаря каким средствам достигается цель? И здесь человек, в отличие от животного, может ставить цели, которые противоречат его природным биологическим инстинктам.

Еще важно и то, что цель в бизнесе выступает способом интеграции частного в единую общую систему. Для группы людей это особенно важно: их совместные действия объективны лишь в том случае, если они подчинены единой цели.

Цели, как отмечает Поташёв, бывают трех уровней: стратегические, которые связаны с базовыми ценностями; тактические – это практические действия, вытекающие из стратегических целей; оперативные – наша повседневная деятельность, которая подчинена достижению целей тактических. Очень важна согласованность целей всех трех уровней. Ну а когда цель поставлена, важным и целенаправленным становится сбор информации.

– Процесс этот может стать увлекательным и бесконечным, – подчеркивает спикер. – А когда следует остановиться? Тут действуем по принципу Маккензи: «Поиск информации нужно прекращать в тот момент, когда появляется первое представление о том, каким может быть решение». Парадоксально? Отнюдь: уже на этапе прекращения поиска появляются ценные результаты, которые в переводе с английского означают «быстрые победы». А дальше, как ни странно, информация сама начинает находить вас.

Спикер приводит такой пример: собираясь купить себе жилье, вы начинаете изучать особенности выбранного вами только что построенного дома. А дальше, проезжая мимо жилых новостроек, вы визуально получаете информацию о них: даже не стремясь к этому.

КОГДА ПОМОГАЕТ АРХИМЕД

Этап получения информации завершается постановкой задач. Ну а дальше наступает их решение, где важнейшим инструментом становится эвристика – искусство изобретения: от архимедовского «Эврика!», что в переводе – «Нашел!». Здесь используются не только сознательные инструменты, но и тот интеллектуальный багаж, что заносится и копится в нашем подсознании.    

– При коллективном принятии маркетинговых решений важно учитывать эффект мозгового штурма, – говорит Максим, явно опираясь на опыт своего участия в игре «Что? Где? Когда?» – А чтобы он состоялся с наибольшей отдачей, нужно подобрать такую рабочую группу, где будут сочетаться и набор компетенций, и творческие способности, и интуиция, и наличие того, кто принимает решение: лидера группы.

Иными словами, здесь должны быть как профессионалы в обсуждаемой сфере, так и дилетанты: люди других профессий, которые не боятся прослыть невеждами и выдвигают просто фантастические идеи.

Спикер акцентирует то, что при подобном разнообразии участников принципы мозгового штурма становятся такими: на первоначальном этапе выдвижения идей не должно быть их оценки; запрещается критика идей; идей должно выдвигаться как можно больше. Затем – период инкубации, когда оканчивается выдвижение идей и начинается их осмысление: с подключением подсознания.

И ОЗАРЕНИЯ, И КРИТИКА

– Очень важен и обратный мозговой штурм, когда сформированное решение теми же участниками подвергается ревизии, – подчеркивает Максим. – Задача здесь – найти как можно больше рисков, упущений и недостатков. Совокупность прямого и обратного штурмов, как показывает практика, наиболее эффективна. 

Парадоксально, но эти же принципы работают и тогда, когда нет возможности собрать группу, и приходится вести мозговой штурм в одиночку.

Если же предстоит решить сложную комплексную задачу, эффективнее всего двухуровневый мозговой штурм. В этом случае задача разбивается на подзадачи, их решением занимаются сформированные группы профессионалов и дилетантов, а лидеры групп с готовыми решениями собираются и доводят итоговый результат до конца.

– А каково оптимальное количество членов группы? – прозвучал вопрос из зала.

– Синергетический эффект наиболее заметен в группе, где от пяти до восьми человек. Если больше, нарастает внутренняя конфликтность и группа становится плохо управляемой.

ОТОЙТИ И ПОДУМАТЬ

И, наконец, критерии выбора решения. Здесь важно, особо выделяет Максим Поташёв, дистанцироваться от сиюминутного впечатления. Поможет здесь использование широко известного «Квадрата Декарта» или 10:10:10, где первое – минуты, второе – дни и третье – месяцы. Иными словами, нужно задаться вопросом: если через 10 минут после решения оно мне кажется важным и единственно верным, то сохранятся ли такие же впечатления через 10 дней, 10 месяцев? 

 – А в каком случае решение можно считать правильным?

– Решение одной проблемы – лишь одно звено в цепочке решений ряда других взаимосвязанных проблем. Поэтому нужно всегда помнить о том, что любая цепь не прочнее самого слабого ее звена. Именно конечный результат – критерий истины.              

Павел Агапов

Фото Михаила Чепкасова


IN-календарь
INосказательно
Ольга САПКО, эксперт регионального этапа конкурса «УМНИК»

Конкурс инновационных проектов «УМНИК» проводится в России уже несколько лет.   

Алексей ЧАЗОВ, эксперт Центра независимой экспертизы товаров и услуг ассоциации «Пермская гильдия добросовестных предприятий»

Главная функция нашего центра – контроль качества производимых товаров и оказываемых услуг.  

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Октябрь стал какой–то переломной для нас всех чертой: в основном из–за событий в Керчи. 

Любовь ЕЛСУКОВА, член Совета по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата в Пермском крае

Радует, что заседания Совета по предпринимательству и улучшению инвестклимата стали регулярными