Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Сентябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Вопрос о восьми триллионах


Вопрос о восьми триллионах

На Московском финансовом форуме обсудили национальные проекты, которые будут реализовывать регионы. 

На Московском финансовом форуме, прошедшем в Центральном выставочном зале «Манеж» 6–7 сентября и в котором принял участие губернатор Пермского края Максим Решетников, речь шла не просто о больших, а об очень больших деньгах. О 12 новых национальных проектах общим «весом» в 8 триллионов рублей, которые были созданы на основе новых «майских указов» президента страны Владимира Путина. Их регионам предстоит реализовывать в ближайшие шесть лет.

Причем, по словам первого заместителя министра финансов РФ Леонида Горина, до 60 процентов от общего объема исполнения новых «майских указов» ляжет на плечи субъектов РФ. На естественный вопрос, а где взять деньги, он успокоил, что условия софинансирования новых нацпроектов будут крайне комфортными для регионов: 95 процентов – средства федерального бюджета и только 5 процентов – регионального. «Но у нас другие цифры», – заявил пермский губернатор.

Как объяснил Максим Решетников, информация по софинансированию нацпроектов сильно разнится.

– Соотношение 95 на 5 процентов для нас проблемы не составит, но от отраслевых министерств у нас идут разные вводные: кто–то говорит, что 70 на 30 процентов.., – сомневался пермский губернатор.

Кроме того, глава Прикамья спросил, кто компенсирует регионам выпадающие доходы – за счет полной отмены налога на движимое имущество организаций и роста НДС (по его данным, по всей стране «выпадают» 183 миллиарда рублей).

– Нас волнует общий баланс бюджета, процент выпадений в этом году велик как никогда, «движка» (налог на движимое имущество организаций. – Прим. ред.) выпадает больше у тех регионов, у кого есть потенциал развития, – объяснил Максим Решетников.

– Мы пока не видим целевых показателей и денег, – поддержал его губернатор Рязанской области Николай Любимов. – Нам, скорее всего, просто поставят цели и скажут: вам столько–то денег дают и такой–то уровень софинансирования. Минстрой, к примеру, нам прислал не 5 процентов софинансирования от региона, а минимум 15 процентов.

Однако конкретной раскладки по субъектам на форуме дать так и не смогли. Леонид Горин лишь пояснил, что по каждому нацпроекту с регионами будет заключено соглашение: в зависимости от их бюджетной обеспеченности им достанется софинансирование из бюджета РФ в размере от 95 процентов… до ноля. Впрочем, регионы могут попросить увеличить долю федерального софинансирования.

– То есть, мы сможем отказаться от такого уровня софинансирования? – уточнил губернатор Рязанской области.

Спикер обсуждения, председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров в шутку предложил записать это видео, чтобы региональные власти могли демонстрировать его, когда пойдут просить деньги по московским кабинетам. Правда, тут же добавил, что соглашения по нацпроектам, конечно, из тех, от которых невозможно отказаться. Поэтому регионалам на форуме было совсем не смешно.

Шла речь и о том, как до регионов будут доведены эти самые восемь триллионов. Оказалось, не все так просто. Деньгами в виде межбюджетных трансфертов придет только около половины суммы, остальное – в виде доходных источников, таких, как акцизы на алкоголь, например. Они будут передаваться в региональные бюджеты, но не сразу, а поэтапно – 100 процентов перей­
дет лишь к 2024 году.

– Нацпроекты нужно выполнить к 2024 году, но если и акцизы нам передадут только к 2024 году, то нацпроекты мы исполним лишь к 2027 году, – высказал опасения Николай Любимов.

Второй момент – это размеры самих бюджетных источников: у регионов разные поступления по разным видам налогов и акцизов, а значит, и объемы денег в региональные бюджеты будут поступать разные. При этом простой расчет показывает, что пять процентов от восьми триллионов – это 400 миллиардов рублей, которые регионам придется найти самостоятельно. Ясно, что больше всех скинуться попросят регионы–доноры. Их всего 12, включая Москву, Санкт–Петербург, Тюмень, Татарстан, Ханты–Мансийский и Ямало–Ненецкий АО. Но и для всех остальных условия крайне жесткие.

– Президент ставит задачу – победить в триатлоне, а в качестве инструмента нам дают смирительную рубашку, – так сравнил предстоящее выполнение нацпроектов по новым «майским указам» Максим Решетников.

Кроме того, он заявил, что проблема не только в деньгах. В чиновничьей машине слишком сложная система управления – чтобы изменить параметры госзакупки, требуется три–четыре месяца согласований.

– Нет, вы не правы, – пошутил в ответ Андрей Макаров. По его словам, выполнение закона №44–ФЗ (о госзакупках) – это бег на стометровую дистанцию с гирями на ногах.

Далее всем присутствовавшим был продемонстрирован слайд, из которого следовало, что собственные доходы региональных бюджетов вырастут в 2018 году на 11 процентов по сравнению с запланированными параметрами. Как успокоил замминистра экономического развития РФ Азер Талыбов, у регионов неправильные методики прогнозирования бюджетов, вот поправят их в этом году – и все наладится. Но он скромно умолчал, что в качестве прогнозного сценария при формировании бюджетов субъектов федеральный Минфин в конце прошлого года «спускал» показатели стоимости нефти 40 долларов за баррель, а сегодня она уже подскочила за 77 долларов.

Леонид Горин на прощание попросил развеять все сомнения: от реализации новых национальных проектов регионы нисколько не потеряют, выпадающие доходы будут возмещены тем или иным способом.
А Андрей Макаров даже предложил отменить штрафы за неисполнение госпрограмм.

– Право на дотации имеют жители страны, почему за ошибки чиновников должны отвечать люди? – заявил он, но оставил этот вопрос риторическим.

Горького сарказма финалу дискуссии о восьми триллионах добавил вопрос ректору РАНХиГС Владимиру Мау: мол, научите, как чиновникам управлять без денег?

Добавим, что на сессии «Управление государственным долгом и развитие национального рынка капитала» директор департамента государственного долга и государственных финансовых активов Минфина РФ Константин Вышковский сообщил, что, несмотря на санкционную риторику и потенциальное введение санкций на российский госдолг, у участников рынка нет причин для паники:

– По своим макроэкономическим фундаментальным показателям российский рынок, у которого соотношение долга к ВВП находится на низком уровне, по–прежнему привлекателен для инвесторов.           


IN-календарь
INосказательно
Геннадий  Сандырев, сопредседатель регионального штаба ОНФ

На реализацию мероприятий в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды»

Игорь Никитин, министр информационного развития и связи Пермского края

Вот уже во второй раз Пермь становится интерактивной площадкой проведения цифрового форума,

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Впереди осень. И, конечно, главное событие в жизни тысяч и тысяч пермяков – детей, родителей,

Елена ЕРМОЛИНА, директор МКУ «Институт территориального планирования»

Архитектурный ансамбль Компроса – один из самых характерных в городе, это лицо Перми