Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Сентябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Ярмарки по осени считают


Ярмарки  по осени считают

Пермских аграриев пытаются поддержать с помощью ярмарок. 

В конце августа правительство Пермского края презентовало проект по проведению ярмарок выходного дня. По словам губернатора региона Максима Решетникова, как показал уже существующий в Прикамье опыт, такой способ реализации сельскохозяйственной продукции – один из самых востребованных у жителей края.

Руководство края заявило, что в этом году намерено провести более 1200 ярмарок во всех районах региона. В сентябре ярмарки будут проходить каждые выходные в заранее определенных муниципальными властями местах – от привязки их к различным событиям решено отказаться.

Однако история с ярмарками традиционно оказалась «гладкой» лишь на бумаге. Уже после первых выходных проведения ярмарок вопросы к их организации появились и у покупателей, и у продавцов. 

НУЖНО ГДЕ—ТО СБЫВАТЬ

Сегодня у фермеров Пермского края фактически есть четыре возможности сбывать собственную продукцию.

Первая – реализовывать ее самим, через свои точки продаж или интернет–площадки (например, группы в «ВКонтакте»). От точек продаж фермеры сегодня чаще всего отказываются, так как те экономически не выгодны – аренда торгового помещения, зарплата продавца не покрываются прибылью от производимой продукции. Торговые интернет–площадки обеспечивают более или менее постоянный приток заказов, однако не способны справиться с переизбытком продукции.

– Мы пробовали держать постоянную точку продаж в Перми, – говорит Наталья, фермер из Ильинского района. – Однако нам приходилось все расходы на логистику, электричество, зарплаты, содержание кассы закладывать в стоимость продукции. Конечно, при таком раскладе цены у нас в магазине оказывались существенно выше, чем у конкурентов, и от этой практики нам пришлось отказаться. Сегодня мы продаем нашу продукцию через социальные сети, определили «дни привоза», когда покупатели забирают у нас продукты. За дополнительную плату привозим продукты на дом, в удобное время. У нас в клиентах есть сотрудники больших компаний, и мы доставляем продукцию прямо в офис. Но у меня есть опыт работы в рекламном агентстве, опыт работы с соцсетями – и я понимаю, что без квалификации такую работу в социальных сетях не организовать.

Второй путь – это торговля фермерскими продуктами через сетевые магазины. Однако сетевики на сотрудничество с фермерами идут неохотно. Среди причин отказа – недостаточно высокие объемы поставок, более высокая цена, чем у крупных производителей, проблемы с логистикой и востребованностью товара. Сами фермеры говорят, что зайти на полки к ритейлерам не могут из–за высокой цены входа.

Фактически услугами поставок от небольших фермерских хозяйств пермские сетевики пользуются только в случае, когда речь идет о небольших партиях «эксклюзивного» продукта – речной рыбе, зелени для салатов, гусях к рождественскому столу.

Третий вариант, который настойчиво предлагает фермерам администрация края, – постоянно действующие розничные рынки. Многие фермеры идут именно по этому пути, хотя их число, как и число постоянно действующих рынков, снижается. Однако и розничные рынки не решают проблем тех, у кого осенью возникает избыток продукции. Покупательская способность здесь в связи с изменением сезонности растет не существенно и ее практически полностью закрывают уже зашедшие на рынок производители.

– Чаще всего ситуация складывается так, что, за редким исключением, покупатель на постоянно действующем рынке выбирает «своего» продавца, у которого он покупает продукты постоянно. Он не пойдет к кому–то незнакомому. Мы сталкивались с тем, что, привезя свою продукцию на рынок, платим аренду – и хорошо, если выходим в ноль, к нам просто никто не подходит, – рассказывает Ирина, фермер из Ильинского района. – Причем у нас нет необходимости в постоянном месте, где мы будем продавать свою продукцию, обычно мы распределяем ее по заказчикам по собранным заранее заказам. Но осенью у нас возникают излишки урожая, и не хотелось бы, чтобы они пропали.

Более того, число покупателей на рынках постепенно сокращается – потребитель уходит в сетевые магазины, расположенные ближе к дому. Об этом ярко говорит, например, заметно сократившееся число арендаторов в фермерских рядах Центрального колхозного рынка Перми.

Четвертый путь – ярмарки: сезонные, событийные, выходного дня.

ДОГНАТЬ И ПЕРЕГНАТЬ

Опыт постоянных ярмарок выходного дня активно используется в самых разных странах мира. Так, в Германии постоянно проходят сезонные и событийные ярмарки, в которых активно участвуют специально приезжающие в город фермеры и граждане, вырастившие излишки урожая на своих приусадебных участках. В качестве постоянной площадки под ярмарку выходного дня часто выделяют центральные площади города, где устанавливают временные торговые ряды или, если речь идет о крупных промышленных центрах, пустующие в выходные дни крупные парковки и даже свободные площади торговых центров.

К европейскому опыту проведения событийных ярмарок власти края решили обратиться еще в 2015 году. Опыт оказался удачным – в 2017 году в Прикамье провели 1091 ярмарку. Сейчас администрация численные показатели хочет увеличить до 1210 ярмарок. Максим Решетников на заседании правительства Пермского края, прошедшем в конце августа, объявил, что расширение географии и числа ярмарок – просьба, в первую очередь, сельхозтоваропроизводителей.

Впрочем, кое–какие изменения в формате проведения ярмарок произошли.

В первую очередь, правительство края отказалось от привязки к событийности и не станет проводить ярмарки там, где удобно покупателю: время и место их проведения будут постоянными. С 1 по 30 сентября ярмарки будут проходить каждую субботу и воскресенье с 10 до 17 часов.

Идея, предложенная Министерством сельского хозяйства Пермского края, сама по себе неплоха: ярмарки в фиксированное время, не привязанные к определенным событиям, вполне могут привлечь внимание постоянных покупателей: именно так, например, происходит с сезонными продажами на плодово–овощных базах. Кроме того, заранее определенные время и место проведения ярмарок помогут выстроить более четкие логистические цепочки.

Что получается на деле? Сегодня в Перми для ярмарок выходного дня определено семь площадок: по шоссе Космонавтов, 114, ул. Ласьвинской, 18, ул. Светлогорской, 22, ул. Ленина, 53, ул. Гайдара, 13а, ул. Крупской, 42, ул. Героев Хасана, 105. По словам заместителя главы администрации Перми Виктора Агеева, буквально в ближайшие недели будут организованы еще 13 аналогичных площадок: их перечень будет опубликован на сайте городской администрации.

Виктор Агеев говорит о том, что руководство Перми будет постоянно мониторить ярмарки, чтобы оперативно реагировать на количество товара, его качество и ассортимент – возможно, дополнительно приглашать поставщиков. В сентябре–октябре власти краевой столицы хотят обкатать максимальное количество площадок, чтобы оценить интенсивность их работы. По словам администрации города, возможно, при формировании графика ярмарок на ноябрь–декабрь и на новогодние праздники их месторасположение и частота будут изменены.

Фермеры, впрочем, к этим чиновничьим «промониторить» и «обкатать» относятся скептически. Во–первых, горячий период для них – именно сентябрь и октябрь, а в ноябре и декабре продажи им пока не особо нужны. Во–вторых, «фиксированные» площадки для ярмарок фактически «вернули» фермеров к ситуации с розничными рынками – они проигрывают конкуренцию с сетевыми магазинами, так как покупатель выбирает продукцию шаговой доступности. Никто не едет за «эксклюзивной картошкой от фермера» даже несколько остановок, если картошку можно купить в соседнем доме.

– Сегодня интересных для продавцов ярмарок, где всегда много народу, не так много, – говорит Виктор, привезший свою продукцию в Пермь на реализацию. – В остальных местах мы весь день можем простоять впустую, там просто нет трафика. Кто за продуктами в здравом уме поедет ко Дворцу культуры железнодорожников? Там жилья–то рядом нет почти… Хорошо, если мы привозим на ярмарку яблоки или картошку. А если «скоропорт» – то же молоко, например? Выбрасывать потом?

Организованные властями края ярмарки еще в начале лета рассматривались и как замена стихийной и уличной торговли в различных районах Перми. Однако при предоставлении мест под ярмарочную торговлю именно точки, где возникают «стихийные рынки», учтены не были. А торговля там идет вовсю прямо сейчас – овощами и фруктами торгуют прямо с машин.

ЧТО ЕСТЬ БУДЕМ?

Сложно на пермских ярмарках и с поставщиками. По словам министра сельского хозяйства Пермского края Александра Козюкова, на сегодняшний день постоянными участниками ярмарочных мероприятий являются 110 поставщиков. На 1200, на минуточку, ярмарок, которые пройдут до конца года. При этом Александр Козюков особо отмечает, что на каждой из ярмарочных площадок будет представлено не менее 15 местных производителей. Фермеры из других регионов тоже могут участвовать, но только с той продукцией, которую не производят в Прикамье.

Давайте разбираться, чья же продукция попадает к нам на столы, продаваемая на ярмарках под видом «фермерской»?

– Ограничений по участию для производителей нет. Для этого фермеру или руководителю сельскохозяйственного предприятия нужно просто отправить заявку на электронный адрес министерства и при выходе на площадку ярмарки иметь ветеринарно–сопроводительные документы. С 1 сентября ярмарки будут работать по выходным дням – при этом с участников не будет взиматься арендная плата, – рассказывает Александр Козюков.

Однако даже при минимальных математических вычислениях понятно, что обеспечить такое количество продукции местные фермеры не могут. Значит, на ярмарки наравне с ними выходят крупные игроки рынка. Действительно, в торговых рядах можно заметить активно сотрудничающие с сетевыми магазинами предприятия – «Вемол», агрофирму «Труд», «Великоленское». Примеры, когда фермеры просто уходят с ярмарок, уже есть – в частности, на почти всех масленичных ярмарках было представлено всего по одному–двум фермерским хозяйствам.

– Фактически мы оказываемся в ситуации той же конкуренции внутрисетевого ритейла, когда у нас, во–первых, постоянно что–то проверяют, во–вторых, мы конкурируем с большими компаниями, которые могут себе позволить поставить цену на продукцию ниже, – говорят фермеры. – И кто купит у нас молоко, если рядом молоко крупного производителя вдвое дешевле? Хорошо, если с такой торговлей мы окупим бензин до Перми. А еще велик шанс нарваться на штраф, и тогда мы и вовсе уйдем в минус.

Недовольны сложившейся ситуацией и те покупатели, которые приезжают на ярмарки целенаправленно за фермерской продукцией – и фактически этой фермерской продукции на прилавках не находят.

– Чем хороша фермерская продукция? Тем, что я лично могу познакомиться с производителем, узнать, на каких кормах и каких животных он выращивает, где находится ферма, насколько хорошо там с экологией, – говорит Юлия, одна из покупательниц. – На этих ярмарках хотелось бы видеть новых поставщиков, иметь возможность с ними поговорить, выбрать для себя производителя, попробовать продукцию – а не судить только по записям в интернете и чужим отзывам. Но по факту такой возможности нет – потому что на ярмарке нет этих самых фермеров.

Кроме того, высокие требования к качеству продукции и постоянные проверки на самих ярмарках фактически «закрыли» вход на такие мероприятия владельцам частных подсобных хозяйств. Напомним, что в 2015 году сельскохозяйственные ярмарки рассматривались и как способ сбывать излишки урожая и для них. Однако сегодня на ярмарки бабушек со своими яблоками и ягодами с огорода никто не пускает. Понятно, что такая «закрытость» прилавков объясняется прежде всего требованиями к продаваемой продукции, однако и фермеры, и продающие урожай со своих «шести соток», пользуются теми возможностями, с которыми администрация пытается бороться, создавая точки стихийной торговли.

План проведения ярмарок и места их проведения сейчас размещены на сайте Министерства сельского хозяйства Прикамья. О том, насколько успешными будут эти ярмарки, можно будет сказать уже только в ноябре. Однако, подводя итоги, хотелось бы услышать не только красивые цифры от чиновников, но и мнение самих фермеров: стоила ли ярмарочная овчинка выделки?


IN-календарь
INосказательно
Геннадий  Сандырев, сопредседатель регионального штаба ОНФ

На реализацию мероприятий в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды»

Игорь Никитин, министр информационного развития и связи Пермского края

Вот уже во второй раз Пермь становится интерактивной площадкой проведения цифрового форума,

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Впереди осень. И, конечно, главное событие в жизни тысяч и тысяч пермяков – детей, родителей,

Елена ЕРМОЛИНА, директор МКУ «Институт территориального планирования»

Архитектурный ансамбль Компроса – один из самых характерных в городе, это лицо Перми